Добро пожаловать в Кострому – одну из самых ярких и драгоценных жемчужин Золотого кольца России!
Первое упоминание о Костроме относится к 1152 году. В это время на берегах реки Сулы появилась крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким. Ученые считают, что слово «Кострома» произошло от «костр» - «укрепленное место, крепость». По другой версии, это древнее языческое слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы.
Кострома застроена по принципу лучевой (веерной) планировки, улицы веером расходятся от главной площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов. Подобная четкость возникла лишь в XVIII веке. До этого Кострома была скопищем деревянных строений. Поэтому город на протяжении своей истории неоднократно страдал от пожаров.
После очередного катастрофического пожара в 1773 году, когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять. Местные землемеры составили «план погоревшим в том городе местам с назначением о построении кварталов». Но «построение кварталов» оказалось нереальным - чтобы его осуществить, пришлось бы снести большую часть уцелевших при пожаре строений. Поэтому стали разрабатываться другие проекты.
Легенда приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине II. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Екатерина уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: «Так и стройте». Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден обычной комиссией в 1779 году на основе сведений, собранных ярославским генерал-губернатором Мельгуновым.
В Кострому стоит приехать хотя бы для того, чтобы ощутить живое дыхание истории, прикоснуться к ней, увидеть своими глазами, чем богат и славен наш город.
Ипатьевский монастырь
Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Он расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. Согласно одной из гипотез, Ипатий заложил в 1275 году князь Василий Квашня во время нашествия на Москву монголо-татар. Другая легенда рассказывает, что основателем Ипатьевского монастыря был татарский князь-мурза Чет в 1330-х годах. Направляясь в Москву к Ивану Калите Чет внезапно заболел и был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. В разгар недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. После этого Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Святой Троицы с приделами Филиппа и Ипатия. Именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых, они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же, по настоянию Годуновых, делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Все это вошло в экспозицию современного монастыря. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевской летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.
В 1613 году Ипатьевский монастырь был навсегда вписан в историю страны как колыбель рода царей Романовых. В это время по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Шестнадцатилетний Михаил Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. Туда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем «всея Руси». Однако юный избранник, памятуя об интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила принять престол. Представ пред чудотворным образом Феодоровской иконы Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство. В Троицком соборе монастыря был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома.
В разное время Ипатьевский монастырь посещали русские императоры: Екатерина II (1767 г.), Николай I (1834 г.), Александр II (1837, 1858 гг.), Александр III (1866, 1881 гг.), Николай II (1881, 1913 гг.).
Духовное наследие
Кострома – город златоглавых церквей и величественных храмов, центр народной духовности.
На противоположной стороне реки Костромы, параллельно Ипатьевскому монастырю расположился Богоявленского-Анастасиин монастырь. Считается, что его возвели в XV веке, но с тех пор неоднократно перестраивали. В кафедральном соборе хранится главная костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери. Обретенная Святым князем Юрием Всеволодовичем (1238 г.) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, икона после его кончины перешла к великому князю Александру Невскому. В 1263 году икона чудесным образом явилась в Костроме, в уделе младшего брата Александра Невского - князя Василия Ярославича. По преданию князь Василий выехал на охоту за город, к реке Запрудне, и увидел на дереве прекрасную икону Божией Матери. Призванные князем из города священнослужители сняли обретенную святыню с дерева и торжественным крестным ходом принесли ее в Кострому, поставив в городском Соборе во имя великомученика Феодора Стратилата. В память об этом она стала именоваться Феодоровской. День обретения иконы - 16 (29) августа стал днем церковного празднования. Феодоровская икона, как покровительница семьи, прославилась многими чудотворениями, благодатными исцелениями.
На Волжской набережной стоит церковь Воскресения на Дебре, это единственный сохранившийся в Костроме храм, относящийся к XVII веку. У входа в Святые ворота прихожан приветствуют мифологические существа: лев - символ силы, единорог - символ целомудрия, пеликан - символ бессмертия и воскресения, алконост (райская птица с человеческой головой) - символ праведности. На другом берегу Волги можно увидеть еще два памятника архитектуры - Ильинскую и Преображенскую церкви. Раньше вокруг Ильинского храма находилось село Городище, принадлежащее боярыне Морозовой, которую изобразил на своем полотне Василий Суриков. В ночь на 16 ноября 1671 года, когда боярыню взяли под стражу, ее вотчина с пятиглавой церковью была отписана в государственную казну.
Архитектурный облик Костромы
Историческая часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX веков. Симметрично расположены торговые ряды. В Красных рядах раньше торговали «красным» товаром – тканями, мехами, кожаными изделиями, книгами. В Больших Мучных рядах можно было приобрести муку, фураж, лен. Во дворе расположены Мелочные ряды, построенные для торговли мелкой галантереей. Напротив находится изящное здание Овощных (Табачных) рядов. Рядом с ними - здание Масляных рядов. На вершине волжского откоса возведены Пряничные ряды с двумя часовнями, ниже по склону Рыбные ряды.
В ансамбль зданий общественного назначения входят гауптвахта, пожарная каланча и дом Борщова. Строительство велось в то время, когда в Санкт-Петербурге уже господствовал стиль ампир, поэтому в провинциальной Костроме можно встретить все оттенки классицизма: от раннего классицизма до ампира. Например, здание губернского правления монументально в духе творений Дж. Кваренги, пожарное депо - скорее всего, баженовского типа, а гауптвахта - совсем ампирное здание.
Гауптвахта была поострена в 1824-1827 годах по проекту П.И. Фурсова. В ту пору буйство и кутежи офицеров считались в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. Деревянная гауптвахта первоначально находилась на берегу Волги, вблизи Московской заставы. Когда она обветшала, Фурсов решил перенести ее на площадь. Прежде на этом месте был яблоневый сад фабрикантов Волковых. Здание гауптвахты – представляет собой фасад квартала. Как и все постройки в стиле ампир, его отличает особая торжественность и величавость.
Пожарная каланча – памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на главной (Сусанинской) площади Костромы. Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И. Баумгартену. Автором проекта здания стал архитектор П.И. Фурсов. Здание было выстроено в виде двухэтажного четверика с прекрасным портиком, увенчанного восьмигранной дозорной башней с караульней. Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.
Бывший особняк участника отечественной войны 1812 года генерала С.С. Борщова построен в 1824 году. Крупный масштаб и представительность – его характерные черты. Решение главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими присутственными местами.
Здание Дворянского собрания – считается одним из лучших образцов постройки в стиле русского провинциального классицизма конца XVIII – начала XIX веков (арх. М.М. Праве). В здании пленяет все: и своеобразие планировки, и благородство интерьера, и богатый лепной декор. Почти кубический объем его выглядит легким и изящным. Архитектурные элементы – лопатки, тяги и рельефы создают необычную игру света и тени. В большом, просторном вестибюле берет начало чугунная ажурная лестница, по преданию, по ней в мае 1913 года поднимался император Николай II в парадные залы второго этажа.
Именем великого драматурга
С Костромой связаны имена многих замечательных личностей, в частности, актера Ф.Г. Волкова, писателей Н.А. Некрасова, А.Ф. Писемского. И, конечно же, великого русского драматурга А.Н. Островского. Именно в Костроме он нашел прототипов для своей знаменитой пьесы «Гроза».
Имя драматурга носит Костромской драматический театр.
Он является одним из старейших театров в России. В репертуаре театра – десятки спектаклей, поставленных по пьесам русских и зарубежных драматургов, как уже признанных классиков, так и современных авторов.
Костромской драматический театр - единственный в мире, где поставлено 46 из 47 пьес, принадлежащих перу А.Н. Островского.
Недалеко от речного вокзала находится беседка, построенная в 1956 году.
Один из символов Костромы расположен на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля.
Эту беседку костромичи также называют именем русского драматурга А.Н. Островского.
Часто приезжая в Кострому из своей усадьбы Щелыково, он любил отдыхать здесь, любуясь волжским пейзажем.
Памятники великой истории
Между Мучными и Красными рядами, на вершине Молочной Горы, находится памятник русскому патриоту Ивану Сусанину. Он был воздвигнут в 1967 году по проекту скульптора Н.А. Лавинского. Зимой 1613 года крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин спас царя Михаила Романова от польских интервентов. Он завел врагов в непроходимое лесное болото, за что был убит поляками. Память о подвиге Ивана Сусанина сохранилась в устных преданиях. Его воспел в своем творчестве поэт-декабрист К. Ф. Рылеев: «Каждый Отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит». Русский композитор М. И. Глинка посвятил этим событиям народно-героическую оперу «Иван Сусанин», а также оперу «Жизнь за царя».
В 2003 году в Костроме был установлен памятник Юрию Долгорукому. Скульптором этого памятника является В.М. Церковников, архитектором - Г.Л. Морозов, художником - С. И. Кадыбердеев. Памятник высотой 4,5 метра, весом 4,2 тонны, отлит из бронзы. Скульптура представляет собой восседающего на престоле великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь будет заложен новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, а как созидатель.